ВОСТОЧНЫЕ ЗВЕЗДЫ
национальная сборная команда
Республики Казахстан
по подводному спорту
[Главная] [Команда] [Фотоальбом] [Поздравление 1] [Поздравление 2] [Книга]

Обучение и спортивная тренировка по подводному спорту

Целью обучения и тренировки по подводному спорту является достижение физического совершенства и спортивного мастерства. Обучение и совершенствование в каждом подводном упражнении имеют свои особенности.

Процесс обучения плаванию в ластах и в комплекте №1 складывается из последовательного освоения различных плавательных и подводных упражнений на суше и воде.

На суше отрабатываются следующие упражнения:

- движение ногами способом "дельфин" и "кроль" в положении сидя (лежа) на скамейке или на земле; движение одной ногой, стоя у стенки;

- движения руками способом "кроль" в положении стоя с наклоном туловища вперед;

- дыхание через трубку.

В воде отрабатываются следующие упражнения:

- движение ногами способом "дельфин" и "кроль" в ластах в положении на груди и на спине, держась за стенку бассейна;

- плавание одними ногами способом "дельфин" и "кроль" в ластах и с доской в руках на дистанции 50-100 м. То же упражнение, но без доски;

- движение руками способом "кроль", стоя на дне или держась за стенку бассейна;

- плавание способом "кроль" на груди и на спине в ластах на дистанции 25-50 м для отработки элементов техники плавания;

- плавание на дистанции от 100 до 1000 м одними ногами способом "дельфин" и "кроль" в комплекте №1, руки вытянуты вперед;

- плавание в комплекте № 1 способом раздельный и обычный "кроль" для отработки элементов техники плавания;

- плавание в комплекте № 1 одними ногами способом "дельфин" в целях выработки качеств выносливости на дистанции от 400 до 1500 м;

- плавание различными способами в комплекте №1 для выработки скоростных возможностей на дистанции 25, 50, 75, 100 м и более с применением различных методов тренировки.

Параллельно с овладением техникой плавания в ластах и комплекте № 1 отрабатываются стартовый прыжок и повороты.

В воде техника старта и поворотов изучается с помощью подготовительных упражнений.

Изучение техники ныряния в ластах и комплекте № 1 начинается с функциональной подготовки организма к длительной задержке дыхания на вдохе и выдохе. Одновременно с этим разучивается техника ныряния в длину и глубину различными способами, осваиваются способы выравнивания давления на барабанные перепонки и в под-масочном пространстве. Время на изучение техники ныряния не должно превышать 25-30% основной части занятия. Повторное выполнение упражнений, требующих максимального физического напряжения, возможно только после полного восстановления функций организма.

При обучении нырянию используются следующие основные упражнения.

На суше:

- задержка дыхания в покое на вдохе-выдохе и в сочетании с ходьбой и бегом;

- имитация старта и финиша при нырянии в длину;

- выравнивание давления в полости среднего уха (выполнение глотательных движений и усиленного выдоха через нос, зажатый пальцами).

В воде:

- плавание на дистанции 10-50 м на поверхности воды с помощью движений одними ногами в ластах и в комплекте №1 способом "дельфин" и "кроль" с задержкой дыхания на вдохе и выходе;

- ныряние в длину на технику различными способами на дистанции 10, 15, 25, 30 и 50 м;

- старты для ныряния в длину со стартовой тумбочки, толчком от стенки бассейна, из положения на плаву с последующим проплыванием под водой на дистанции 10, 15, 25 м, ныряние в длину 2-4 раза по 10-25 м (отдых 2-3 мин) для выработки скоростных качеств;

- повороты под водой при нырянии в длину;

- выравнивание давления в подмасочном пространстве при погружении с маской;

- ныряние в глубину с поверхности воды вниз головой;

- ныряние в глубину с доставлением груза и его транспортировка.

Обучение подводному плаванию начинается после изучения техники плавания и ныряния в ластах и в комплекте № 1, сдачи зачета по теоретическим основам подводных погружений, устройству и эксплуатации легководолазного снаряжения, по мерам безопасности спусков под воду и оформления допуска приказом.

Подготовка снаряжения для плавания под водой начинается с рабочей проверки аппарата. Затем проводится надевание предметов снаряжения под наблюдением инструктора-тренера.

Перед каждым спуском руководитель погружения проводит распределение обязанностей между обучаемыми подводными пловцами: один назначается для спуска (работающий пловец), второй - сигнальный конец (обеспечивающий) и третий - страхующий, готовый к оказанию помощи работающему пловцу, после чего руководитель проводит инструктаж с пловцами, которые затем расписываются в журнале инструктажа.

Ответственность за соблюдение обязанностей по обеспечению подводных погружений с момента одевания подводного пловца и до полного снятия всех частей снаряжения после окончания погружения несут обеспечивающий и страхующий подводные пловцы.

Обеспечивающий отвечает за обслуживание работающего пловца; он не должен выпускать из рук сигнальный конец с момента закрепления его на подводном пловце и до выхода на поверхность.

Обеспечивающий обязан:

- принимать участие в одевании работающего пловца и вместе с руководителем погружения следить за правильностью одевания и погружения;

- проверять снаряжение пловца на герметичность;

- наблюдать за местонахождением подводного пловца во время работы под водой по выходу пузырьков воздуха на поверхность и передавать ему необходимые указания руководителя подводных погружений с помощью сигнального конца условными сигналами;

- следить за временем пребывания подводного пловца под водой в зависимости от глубины спуска и запаса воздуха в баллонах (на основании произведенного расчета).

Обеспечивающему запрещается сидеть и отвлекаться от своих обязанностей. Передавать сигнальный конец другому лицу обеспечивающий имеет право только с разрешения руководителя погружений. При смене стоящих на сигнальном конце обеспечивающий в присутствии сменяющего должен подать находящемуся под водой пловцу сигнал "Как ты себя чувствуешь?" и передать сигнальный конец сменяющему. По получении ответного сигнала от подводного пловца сменяющий должен доложить руководителю погружений о проведенной смене, а сменившийся отойти в сторону.

Страхующий несет ответственность за своевременное и качественное проведение рабочей проверки страхующего снаряжения.

Страхующий обязан:

- всегда быть готовым к немедленному надеванию подготовленного страхующего снаряжения, спуску под воду и оказанию помощи работающему пловцу;

- спускаться для оказания помощи только по сигнальному концу работающего пловца;

- находиться в непосредственной близости от места погружения (на берегу или плавсредстве);

- не отвлекаться посторонними делами до выхода работающего пловца из воды.

Первые погружения с аппаратами проводятся с применением сигнальных концов, с помощью которых поддерживается связь с пловцом. Передача условных сигналов осуществляется следующим образом: вначале выбирают слабину сигнального конца, а затем, не сильно подергивая его, отчетливо передают необходимые сигналы. Каждый сигнал должен быть повторен тем, кому он передан, за исключением сигнала тревоги, по которому пловца необходимо немедленно поднимать на поверхность.

По мере овладевания навыками в подводном плавании сигнальные концы меняются контрольными концами с сигнальными буями. В этом случае связь с пловцами осуществляется посредством звуковых сигналов, которые передаются ударами по металлическому предмету (стальному баллону), наполовину погруженному в воду. Ответные сигналы пловец передает по контрольному концу путем притопления контрольного поплавка (таблица 4).

Таблица 4. Основные условные сигналы
для связи с подводным пловцом

Сигнал Значение сигналов
К подводному пловцу От подводного пловца
Дернуть один раз (ударить один раз) "Как себя чувствуешь? Выбери слабину сигнального конца. Повтори" "Чувствую себя .хорошо. Я на грунте. Выбери слабину сигнального конца. Повтори
Дернуть два раза (ударить два раза) "Проверь запас воздуха" "Проверил запас воздуха"
Дернуть три раза (ударить три раза) "Выходи наверх. Начинаем подъем" (повторение сигнала обязывает немедленно выйти наверх) "Выхожу наверх. Поднимай наверх"
Дернуть четыре раза (ударить четыре раза)   "Сработал указатель минимального давления"
Четыре подергивания Более пяти раз (частые удары)   "Тревога. Мне дурно. Поднимай скорей"
Потрясти один раз (сделать один двойной удар) "Стоп. Останови спуск (подъем). Стой на месте (не ходи дальше)" "Стоп. Останови спуск (подъем)"
Потрясти два раза (сделать два двойных удара) "Продолжай спуск (подъем, движение) Иди прямо" "Продолжай спуск (подъем) Потрави сигнальный конец"
Потрясти три раза (сделать три двойных удара) "Спускаем второго пловца" "Запутался, нуждаюсь в помощи пловца"
Дернуть и потрясти (ударить один раз и сделать одни двойной удар) "Иди (плыви) вправо"  
Дернуть два раза и потрясти (ударить два раза и сделать один двойной удар) "Иди (плыви) влево"  

Условные сигналы должны знать наизусть вес подводные пловцы (спортсмены) и лица, допущенные к обеспечению спусков.

Лица, не знающие условных сигналов, не допускаются к погружениям.

В воде техника подводного плавания изучается в следующем последовательности: упражнения для овладения навыком дыхания в аппарате, техника специальных приемов и плавания, техника ориентирования и выполнения работ под водой.

Для овладения навыком дыхания в аппарате и техникой плавания отрабатываются такие упражнения:

- исходное положение (И.П.) - стоя на мелком месте с маской на лице взять загубник в рот и опуститься под воду, принять положение лежа на животе, на боку и на спине; встать и вынуть загубник изо рта;

- И.П. - стоя на мелком месте, наклониться вперед, опустить загубник в воду и набрать в него воды; выпрямиться, взять загубник в рот и, делая резкий выдох, освободить загубник от воды; сделать несколько спокойных дыханий, вынуть загубник изо рта;

- И.П. - стоя на мелком месте, с маской на лице, взять загубник в рот, погрузиться под воду и встать на колени; вынуть загубник изо рта, слегка приподнять его вверх, а затем взять в рот; повторить упражнение, но сначала в положении лежа на груди, а затем на боку;

- И.П. - стоя на мелком месте, погрузиться под воду, взять загубник правой рукой и поднять его вверх до появления из него пузырьков воздуха, включиться в аппарат; сделать несколько спокойных дыханий; встать и вынуть загубник изо рта;

- плавание под водой одними ногами способами "кроль" и "дельфин" на глубине 1,5-2 м с переменой направления; плавание под водой одними ногами способом "кроль" (на груди, на боку и на спине) с выполнением поворотов, винтов и кувырков;

- И.П.- стоя у стенки бассейна, взять загубник в рот, медленно погрузиться на глубину 2-2,5 м, сделать несколько глотательных движений, чтобы выравнять давление в полости среднего уха;

- И.П. - стоя у стенки бассейна, взять загубник в рот, медленно погрузиться на 3-1 м; при закладывании ушей сделать несколько глотательных движений с последующим выдохом через нос в подмасочпое пространство - "продуть" уши и выровнять давление под маской, всплыть на поверхность, не опережая пузырьков выдыхаемого газа и не задерживая дыхание;

- повторить предыдущее упражнение, но погружаясь на глубину, зажать нижней частью маски нос и сделать усиленный выдох через него, а затем короткие выдохи под маску, чтобы выровнять давление в полости среднего уха и подмасочном пространстве; всплыть па поверхность, делая выдох;

- повторить предыдущее упражнение, но постепенно увеличивая глубину погружения до 5-7 м; овладеть навыками выравнивания давления в подмасочном пространстве и в полости среднего уха при различных скоростях погружения;

- И.П. - стоя на мелком месте, взять загубник в рот. Наклониться вперед и, оттянув рукой нижний край маски, набрать в нее воды; выпрямиться, запрокинуть голову назад и, придерживая маску, сделать 2-3 коротких выдоха через нос - освободить маску от воды;

- повторить предыдущее упражнение при вертикальном положении стекла и под водой на различных глубинах;

- плавание с изменением глубины и направления;

- плавание с переключением дыхания из акваланга на дыхание через трубку и наоборот;

- дыхание двух пловцов из одного аппарата на месте и при плавании с различной скоростью;

- выключение аппарата под водой и свободное всплытие;

- включение в аппарат и надевание его под водой.

Изучение и совершенствование упражнений в подводном ориентировании начинается с теоретической подготовки, в процессе которой обучаемые знакомятся с назначением, устройством и эксплуатацией приборов для ориентирования, со способами определения курсов, девиацией и поправками на течение, техникой подводного поиска и другими навигационными вопросами.

Параллельно с теоретической подготовкой проводятся практические занятия по определению визуальным и графическим способами компасных курсов на различные предметы, по тарировке лага (прибор, указывающий пройденное расстояние), выведению величины индивидуальной погрешности девиации и поправки на течение.

После освоения способов и приемов ориентирования на берегу начинается обучение плаванию по компасу на поверхности воды в комплекте №1.

Упражнения для освоения плавания под водой по приборам изучаются после овладения навыками передвижения и свободного маневрирования под водой. Вначале преодолеваются дистанции 50-100 м. Затем обучение усложняется; вводится продление средних и длинных отрезков дистанции, плавание прямым и обратным курсами, но треугольникам и квадратам, с переменой направления по ориентирам и без них.

Для совершенствования техники ориентирования под водой рекомендуются следующие основные упражнения:

- тарировка лага путем неоднократного проплывания точно вымеренного расстояния;

- плавание в комплекте №1 по прямой, с переменой направления, по замкнутому треугольнику и четырехугольнику, по ориентирам и без них;

- плавание с аппаратом прямым и обратным курсами на расстояния 100, 150., 200 м;

- плавание под водой по замкнутому четырехугольнику по часовой и против часовой стрелки (с углами поворота на 90°);

- плавание под водой но замкнутому треугольнику по часовой и против часовой стрелки с возвращением в заданную точку (угол поворота 120°);

- плавание под водой с переменой направления по ориентирам (поиск ориентиров визуально);

- плавание в комплекте №1 и под водой с целью овладения техникой ступенчатого, кругового и секторного поиска;

- плавание под водой с переменой направления по ориентирам (поиск ориентиров выбирается в зависимости от глубины, прозрачности и скорости течения);

- выполнение классификационных упражнений по подходному ориентированию с аквалангом с учетом и без учета времени;

- выполнение различных упражнений по подводному ориентированию с помощью навигационного комплекта подводного пловца (гидролокатора).

Для решения специальных задач круглогодичной спортивной тренировки отрабатываются упражнения для развития силы, гибкости и выносливости, воспитание скоростных качеств, дыхательные, а также упражнения для совершенствования техники.

Упражнения для совершенствования техники подводного ориентирования с целью отработки дыхания, выравнивания с целью отработки дыхания, способов устранения присасывающего действия маски и выравнивания давления на барабанные перепонки, приемов удаления воды из воздуховодных путей акваланга и из под маски, сбрасывания поясного груза и аппарата под водой:

- плавание с приборным узлом в комплекте № 1;

- погружение под воду;

- плавание с аквалангом с целью выработки навыка поддержания прямолинейного движения и специальных навыков при работе под водой;

- классификационные упражнения (плавание под водой с переменой направления без ориентиров и по ориентирам, групповое упражнение).

Начальным этапом компасной тренировки является проверка точности движения под водой. Для этого выбирается акватория без течений, на которой отмеряется и отмечается устойчивыми ориентирами дистанция длиной 100-150 м. Многократно проплывая эту дистанцию, пловцы выверяют точность показаний лага при оптимальной скорости движения и при необходимости проводят тарировку лага, одновременно уточняют правильность выхода на ориентиры по компасу прямым и обратным курсами. Стабильность показаний лага и точность выхода на ориентир зависят от постоянства скорости плавания, поэтому прохождение каждого отрезка фиксируется секундомером.

Плавание под водой с переменой курсов заключается в многократном проплывании небольших дистанций с постепенным увеличением количества ориентиров и расстояний между ними. Сначала в занятия включаются упражнения в плавании но прямой на расстояния 100-150-200 м с выходом на один ориентир. Курс укалывается тренером или снимается самим пловцом. Затем упражнения усложняются: дается задание проплыть дистанцию с переменой курсов в одном, двух пунктах. При отклонении от ориентира пловца следует поднять па поверхность, выяснить причину ошибки, а затем разрешить ему движение к следующему ориентиру.

Тренировка в выполнении поиска проводится вначале в комплекте №1, а затем при плавании с аквалангом. С этой целью тренер умышленно дает неверный курс с таким расчетом, чтобы спортсмен отклонился от ориентира на 10-15 м и произвел поиск. Решение этой задачи следует проводить с помощью поискового конца и без него - по компасу и лагу.

Тренировка в плавании по "зонам" включает подготовку данных на берегу (расчет курсов, расстояний на девиацию и течение) и плавание под водой по компасу на различные расстояния со сменой направлений. Выработка навыка плавания по "зонам" обеспечивается неоднократным появлением определенных дистанций со сменой направления в одной, двух, трех и более точках. На последнем этапе тренировки спортсмен выполняет упражнение в целом на максимальной скорости.

Групповое упражнение слагается из индивидуальных коллективных действий пловцов под водой. Основным средством индивидуальной подготовки спортсменов является плавание по прямой и с переменой курсов. Подготовка к коллективным действиям заключается в совершенствовании приемов, обеспечивающих встречу пловцов под водой и выполнение ими последующей совместной задачи. Упражнение отрабатывается по этапам: сначала совершенствуются такие приемы, как смена аппаратов под водой, ориентирование по звуковым сигналам, а затем выполняются различные подводные работы.

При осуществлении тренировочного процесса по подводному ориентированию важное значение имеет связь тренера (инструктора) со спортсменами, а при отработке групповых упражнений - взаимная связь между пловцами.


[Назад] [Содержание] [Вперед]

© Internet Training Center, 2001
Webmaster - Ломановский Павел

Hosted by uCoz